Форум владельцев Saturn VUE

Диагностика автоматической трансмиссии (КАК)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

SMA

Диагностика автоматической трансмиссии

Этот раздел посвящен диагностике автоматических коробок переключения передач (АКПП). Диагностика АКПП оказывается не такой уж сложной задачей, если следовать определенным процедурам, понимая при этом суть базовых операций, проводимых при диагностике, которые во многом являются общими для различных моделей АКПП. Не следует пытаться урезать время проведения диагностики или количество предусмотренны х документацией диагностически х операций ради мнимой экономии. Не нужно также принимать на веру заверения доморощенных "специалистов", обещающих быстрый и качественный ремонт АКПП за небольшую плату. Невелика проблема обнаружить сгоревшую пластину в пакете фрикциона или шестерню с раскрошенными зубьями и заменить их. Настоящий специалист всегда ищет первопричину неисправности и принимает меры по недопущению ею повторного появления, а это требует затрат времени и средств.
Каждый производитель АКПП разработал ряд диагностически х процедур для своих коробок. Хотя, как уже упоминалось, базовые операции по диагностике являются общими для всех АКПП, существует множество различий в методиках ее проведения для разных моделей АКПП, вызванных их техническими характеристика ми, особенностями конструкции, особенностями автомобилей, на которых АКПП установлены, количеством и содержанием проверяемых параметров и т. д. Например, идентичные модели АКПП могут быть установлены на различных моделях автомобилей и разработаны для эксплуатации с различными двигателями под воздействием различных нагрузок и дорожных условий.
Поэтому не всегда детали одной модели АКПП подойдут для восстановления такой же АКПП, но установленной на другой модели автомобиля или с другим двигателем. Вот почему одним из важнейших показателей квалификации специалиста является умение правильно идентифицирова ть неисправность и исходя из этого, определить необходимые диагностически е операции и правильно заказать ремонтный комплект и запасные части.

Общая последовательн ость диагностики

При возникновении подозрения на неисправность, рекомендуется проводить диагностику состояния АКПП в следующей последовательн ости:
     1. Проверка работы двигателя.
     2. Проверка уровня трансмиссионно й жидкости (масла)
     3. Оценка АКПП по состоянию трансмиссионно й жидкости.
     4. Оценка АКПП при движении автомобиля
     5. Оценка состояния АКПП по звуку работы.
     6. Проверка функционирован ия радиатора охлаждения масла гидравлической системы АКПП.

1. Проверка работы двигателя

Для правильной работы АКПП большое значение имеет техническое состояние двигателя автомобиля. Он должен быть исправным и отрегулированн ым. Можно привести такой пример: АКПП оснащена вакуумным дроссельным клапаном и если двигатель имеет повышенный износ цилиндров, компрессионных колец в поршневых группах или неисправности тракта впуска то степень разрежения, создаваемая им и прикладываемая к диафрагме вакуумного клапана, имеет значение меньше расчетного. Следовательно, шток клапана не переместится на нужное расстояние, изменится порядок работы гидравлической системы АКПП в части подстройки нужных значений давления масла. Тогда становятся возможными рывки и пробуксовки при переключении передач. Следовательно при возникновении нареканий к работе АКПП попробуйте в первую очередь проверить и отрегулировать двигатель

Для большинства коробок оптимальным является уровень масла, находящийся между метками ADD (добавить) или ONE PINT и FULL (полный) на щупе гидравлической системы АКПП, при нормальной рабочей температуре масла 150 - 200F (66 - 93С) (рис. 1). Такая температура достигается после пробега автомобилем минимум 8-15 миль (13-25 км).



  Примечание. Если автомобиль эксплуатировал ся длительное время на высоких скоростях или при высокой температуре окружающего воздуха, правильно уровень масла в АКПП может быть измерен только через 30 минут после остановки двигателя автомобиля. Это время необходимо для остывания масла.

      Уровень масла в АКПП может быть проверен как при нормальной рабочей температуре масла, так и при его комнатной температуре. При проверке уровня масла и его доведении при необходимости до оптимального путем доливания масла следует внимательно следить за тем, чтобы не переполнить гидравлическую систему АКПП излишним маслом, что приводит к его вспениванию и выливанию наружу через сапун.

      Проверка уровня масла при его нормальной рабочей
температуре (150 - 200F (66 - 93С), щуп горячий на ощупь).

      1. Автомобиль устанавливаетс я на ровной горизонтальной поверхности, двигатель работает на оборотах холостого хода, колеса заблокированы тормозом. Удерживая нажатой педаль тормоза, водитель последовательн о перемещает рычаг переключения передач во все его положения с целью заполнения магистралей гидравлической системы АКПП маслом.
      2. Рычаг переключения передач установить в положение Р (паркинг). На некоторых моделях АКПП рычаг устанавливаетс я в положение N (нейтраль). Отпустить педаль тормоза. Извлечь из заливной горловины АКПП измерительный щуп, вытереть его насухо и снова вставить в горловину до упора.
      3. Извлечь щуп из горловины и проверить по нему уровень масла. Уровень должен находиться между метками ADD и FULL на щупе. При необходимости долить масло. После каждого доливания провести операции по пп. 1,2 и после этого снова замерить уровень масла.
      4. Встановить щуп в горловину до упора так, чтобы он своей крышкой плотно уплотнял ею во избежание попадания в АКПП грязи, воды и т. д.

      Проверка уровня масла при его комнатной температуре
( 65 - 95 F (18 - 35 С), щуп холодный на ощупь).

      Методика измерения уровня масла при его комнатной температуре (масло холодное) точно такая же, как и при его нормальной рабочей температуре. Только уровень масла на щупе в этом случае должен находиться на уровне метки ADD.

      Примечание. Многие щупы имеют либо одну, либо две метки в виде ямочек или сквозных отверстий для обозначения уровня холодного масла (см. рис.1), другие же имеют метки в виде надписей COLD (холодный) и HOT (горячий) для обозначения уровня соответственно холодного и разогретого до нормальной рабочей температуры масла.

      Внимание! При измерении уровня холодного масла и доведении его уровня до оптимального следует быть особо внимательным, чтобы не переполнить гидравлическую систему АКПП излишним маслом. Помните, что уровень по щупу масла при доведении его температуры до нормальной рабочей выше уровня такого же количества холодного масла на 0,6 - 0,7 см.

Проблемы, связанные с переполнением гидравлической системы АКПП.

       Когда гидравлическая система АКПП переполнена излишним маслом, вращение с большой скоростью внутренних узлов АКПП приводит к вспениванию масла. Вспененное масло из - за находящегося в нем воздуха не может с нужным усилием сжать между собой ведущие и ведомые диски в пакетах фрикционов, что приводит к их пробуксовке и сгоранию, то есть выходу АКПП из строя. Подобная ситуация наблюдается в тормозной системе автомобиля при попадании в нее воздуха.
Вспененное масло также вытекает из АКПП наружу через сапун.

Проблемы, связанные с недостаточным количеством масла
в гидравлической системе АКПП.

      Из-за недостаточного количества масла в поддоне АКПП масляный насос закачивает в магистрали гидравлической системы АКПП масло вместе с воздухом. Аналогично сказанному выше, масло не сжимает как надо диски фрикционов. Результат тот же - пробуксовка дисков относительно друг друга и их сгорание.


Трансмиссионны е жидкости или масла (в английском варианте - automatic transmission fluid или сокращенно - ATF) в АКПП выполняют сразу несколько функций, а именно:
- передают крутящий момент от насосного колеса гидротрансформ атора соединенного с двигателем к турбинному колесу, соединенному с входным валом АКПП;
- являются рабочим телом, под давлением которого сжимаются между собой ведущие и ведомые диски в пакетах фрикционов, включаются сервоприводы, зажимающие тормозные ленты, что дает возможность включать (выключать) различные передачи в АКПП;
- осуществляют смазку шестерен, подшипников и вкладышей;
- осуществляют теплоотвод от АКПП при ее работе.
     Наиболее распространенн ыми марками трансмиссионны х жидкостей являются DEXRON II, DEXRON III. Фирмы - производители, выпускающие трансмиссионны е масла под другими названиями, обычно указывают, что их продукция соответствует стандарту DEXRON.

 О состоянии АКПП многое может сказать цвет и запах ее трансмиссионно й жидкости (масла). В исправной АКПП масло имеет густо - красный или оранжево - красный цвет. Темно - коричневый или черный цвет масла в сочетании с его горелым запахом убедительно свидетельствуе т о явных неполадках в коробке.

      Примечание. Если на начальной стадии работы АКПП после запуска двигателя масло приобретает коричнево - зеленоватый оттенок и неприятный, но не горелый запах, это считается нормальным и не является признаком каких - либо неисправностей в АКПП.

      При разрушении фрикционов, тормозных лент, вкладышей, шестерен в масле будут присутствовать частицы металла, черные или коричневые частицы разрушенного фрикционного слоя. Какая - то часть всего этого обязательно осядет на щупе вместе с маслом. Если же масло на вытащенном из АКПП щупе имеет вид бело - розовой эмульсии, это является признаком того, что в масло попали вода или антифриз. При обнаружении таких признаков необходимо снять масляный поддон АКПП и тщательно его исследовать на предмет каких - либо отложений. Если масло в поддоне грязное или разжиженное, или в нем присутствуют твердые частицы чего - либо, АКПП подлежит немедленному снятию, разборке, чистке и ремонту. Кроме того, обязательно необходимо промыть систему охлаждения АКПП.

Задача обнаружения неисправности в АКПП значительно упрощается, если водитель автомобиля с АКПП насколько возможно подробно в меру своих технических знаний и водительского опыта расскажет специалисту о симптомах "недомогания" коробки, будь то подозрительные шумы, подтекание масла, недостаточно резвый разгон автомобилЯ или рывки при переключении передач. В интересах владельца, прежде всего экономических, при обнаружении малейших неисправностей немедленно обратиться к специалисту. Да, диагностика АКПП будет чего - то стоить, но на порядок меньше ремонта "полетевшей" по недосмотру коробки. Не стесняйтесь задавать спецам вопросы об особенностях конструкции, обслуживания, эксплуатации и даже об особенностях вождения именно Вашего автомобиля с именно такой АКПП. Следование рекомендациям профессионалов не будет стоить Вам ничего, а "жизни" Вашей коробке добавит существенно и Ваших средств сэкономит достаточно.

Проверка состояния гидротрансформ атора.

     Наиболее характерными неисправностям и гидротрансформ атора (ГТ), которые обнаруживаются при движении автомобиля, являются либо разблокировка обгонной муфты (one - way clutch), когда она свободно вращается вокруг своей оси в обоих направлениях, либо ее полное заклинивание. Напомним, что исправная обгонная муфта должна вращаться, но только в одном направлении.
      Признаком того, что обгонная муфта свободно вращается в обоих направлениях, является плохой разгон автомобиля с места до скорости примерно 30-45 миль/ч (48-72 км/ч).После достижения автомобилем такой скорости АКПП в дальнейшем работает нормально. Чтобы проверить, что причина именно в ГТ, а не в двигателе, поступите следующим образом. Остановив рычаг переключения передач в положение N (нейтраль), нажатием педали газа увеличивайте обороты двигателя. Если двигатель на нажатие педали "отзывается" увеличением оборотов, значит, неисправность не в нем, а в ГТ.
       Если же Ваш автомобиль нормально разгоняется с места, но с момента достижения какой - то скорости отказывается ехать быстрее несмотря на то, что Вы энергично нажимаете на педаль газа, это говорит о том, что в ГТ заклинилась муфта. При этом будут перегреваться двигатель и ГТ. Перегретый ГТ имеет синеватый оттенок.

      При движении автомобиля с исправной АКПП при нажатии и отпускании педали газа переключение передач должно осуществляться последовательн о и плавно, без толчков, рывков и пробуксовок. Необходимо следить за тем, при какой скорости автомобиля происходит включение (выключение) той или иной передачи. Пробуксовки, рывки, задержки при переключении передач или полное отсутствие какой - либо передачи говорят о том, что АКПП срочно требуется ремонт.

Обратите внимание !

      На приборной доске автомобиля с электронноупра вляемой АКПП имеется сигнальная лампочка, которая при включении обычно горит желтым цветом и на ней в зависимости от модели автомобилЯ высвечиваются либо надписи: CHECK ENGINE, SERVICE ENGINE SOON, OD OFF, TRANSMISSION, AUTOM GETRIBE; либо символы в виде контура двигателя или шестеренки с буквой S внутри нее. Обычно эта лампочка загорается и горит после включения зажигания и гаснет после запуска двигателя. В некоторых автомобилях лампочка гаснет через 2 - 3 секунды после загорания. …сли же после запуска двигателя лампочка не гаснет или при движении автомобиля она загорелась или замигала, это свидетельствуе т о неполадках в системе управления силовым агрегатом (двигатель и АКПП). Горение или мигание этой сигнальной лампочки говорит о том, что в компьютере, управляющем работой силового агрегата, "засел" код какой - то неисправности. Не стоит пренебрегать таким визуальным предупреждение м, а следует немедленно обратиться к специалистам по ремонту АКПП для проведения компьютерной диагностики.
В некоторых моделях АКПП (например, в большинстве моделей GENERAL MOTORS) код неисправности стирается из памяти бортового компьютера путем отсоединения клемм от аккумулятора. Но, если неисправность в силовом агрегате не устранена, ее код обязательно снова появится в памяти компьютера и сигнальная лампочка опять будет постоянно мигать или гореть.

Во время оценки состояния АКПП как в подвижном (road test) , так и в неподвижном (stall speed test) автомобиле водителю следует внимательно прислушиваться к звуку работы силового агрегата (двигателя и коробки). Если в ровном однотонном звуке работы силового агрегата будут отчетливо прослушиваться подозрительные шумы, это может быть следствием неисправности как в двигателе, так и в АКПП. К неисправностям, не относящимся к АКПП и производящими нестандартные звуки, можно отнести неполадки в водяном насосе, компрессоре кондиционера, генераторе, рулевой колонке и т.д. Если же точно установлено что "тарахтит" коробка, то по тембру и тональности шума опытный специалист может примерно определить характер неисправности. Например:

      1) Воющий, как у сирены, звук. Считается нормальным, если такой звук ненадолго возникает в ГТ при проведении stall speed теста и впоследствии исчезает.
     2) Постоянный воющий звук (автомобиль неподвижен), который усиливается или ослабевает в зависимости от количества оборотов двигателя, говорит о том, что АКПП может быть:
- недостаточный уровень масла;
- попадание воздуха в масляный насос из-за износа уплотняющих прокладок и
колец;
- повреждение или износ шестерен масляного насоса;
- неправильно вставлены шестерни в корпус насоса при его сборке;
- неправильное зацепление шестерен в насосе.
      3) Жужжащий звук - результат либо вибрации золотника клапана регулировки линейного давления масла, либо перемещения какого-нибудь сломавшегося или изношенного уплотняющего сальника. Сила звука также зависит от оборотов двигателя.
     4) Постоянный дребезжащий звук - обычно бывает на низких оборотах двигателя и свидетельствуе т о неисправностях в ГТ (поломка лопастей насосного, турбинного колес или демпферных пружин).
     5) Прерывающийся дребезжащий звук в движущемся автомобиле на низких оборотах двигателя - признак того, что поврежден маховик двигателя, к которому крепится ГТ. При переводе рычага переключения передач в положение N или P такой звук может на короткое время исчезнуть.
     6) Если посторонний звук присутствует на какой-то одной передаче и исчезает при включении других передач, следовательно, неисправен какой-то из планетарных рядов, работающих на этой передаче. Если при включении других передач посторонний звук не исчезает, а лишь меняет свою тональность, вероятнее всего, неисправность кроется в упорных подшипниках или вкладышах.
     7) Впечатление, как будто вибрирует двигатель, может быть вызвано вибрацией питающих трубок или трубок магистрали охлаждения масла в АКПП из - за поломки или рассоединениЯ крепящих их скоб.

      Разумеется, описать все нестандартные шумы, которые могут возникнуть при эксплуатации АКПП, не представляется возможным. В этой главе перечислены лишь наиболее часто встречающиеся их них.


Проверка функционирован ия радиатора охлаждения масла АКПП.

      Отсоединить трубку, идущую от радиатора охлаждения масла АКПП к корпусу коробки, от корпуса и поместить освободившийся конец трубки в какой - нибудь чистый сосуд емкостью не менее 1 л. Долить через заливную горловину АКПП 1 л трансмиссионно й жидкости (масла). Перевести рычаг переключения передач в положение N (нейтраль), включить двигатель и дать ему поработать в течение 20 секунд. За этот промежуток времени из радиатора охлаждения масла через свободный конец трубки должно вытечь в сосуд не менее 1 л масла. Если такого количества масла за это время из радиатора не вытекло, следовательно, он засорен или неисправен. Неисправный радиатор подлежит замене, засоренный - промывке.

Промывка трубок и радиатора охлаждения масла АКПП.

      В процессе эксплуатации АКПП в трансмиссионну ю жидкость (масло) неизбежно попадают посторонние частицы, являющиеся следствием износа трущихся между собой узлов и деталей коробки. Эти частицы разносятся циркулирующим маслом по всем магистралям гидравлической системы АКПП и скапливаются в том числе и в радиаторе, засоряя его. Поскольку в большинстве АКПП масло после охлаждения попадает в магистраль смазки, его недостаток вследствие уменьшившейся пропускной способности засоренного радиатора может вызвать ускоренный износ шестерен, вкладышей, подшипников и т. д. в коробке. Поэтому периодическая промывка трубок и радиатора охлаждения масла АКПП крайне необходима для обеспечения нормальной работы АКПП в течение длительного срока.
Трубки и радиатор промывают специальной промывочной жидкостью с помощью различных промывочных агрегатов. Один из таких агрегатов показан на рис.

       Допускается применение бензина в качестве промывочной жидкости. Жидкость под давлением, не превышающим 1,5 - 2 кгс/см?, нагнетается через одну трубку в радиатор до тех пор, пока из другой трубки, идущей в специальную емкость (см. рис.), не потечет чистая промывочная жидкость. После промывки радиатора в одном направлении его необходимо промыть в обратном направлении, подавая промывочную жидкость в трубку, через которую осуществлялся слив жидкости в предыдущем случае. После этого остатки промывочной жидкости удаляют из трубок и радиатора путем пропускания через них небольшого количества трансмиссионно го масла.


 

Поиск